Христианское чтиво

Книгообзор N15


беседы на апокалипсис

Олег Стеняев «Беседы на Апокалипсис»

Уже из названия понятно, что перед нами не обычное толкование на Откровение Иоанна Богослова. По словам автора, священника Русской Православной Церкви, в основу книги легли проповеди, произнесенные им в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках по окончании воскресной Божественой литургии в 2006-2007 годах:

«Я никогда не планировал издавать их в виде книги, моя задача заключалась в том, чтобы провести нравственно-назидательные беседы для прихожан и не более того. В этих беседах я не дерзал на такую задачу, как экзегетический подстрочный анализ текста Апокалипсиса. Меня не столько интересует освещение исторического Апокалипсиса, сколько апокалипсис конкретной человеческой души. Увидеть апокалипсические проблемы собственного сердца и означает духовно истолковать данный текст… Я думал, что все этим и ограничится, но когда мне на стол положили распечатку этих бесед и предложили все это издать одной книгой... взвесив все "за" и "против", я решился на публикацию данных бесед».

Эти беседы-проповеди охватывают весь текст Апокалипсиса и располагаются в порядке глав обсуждаемого текста. Всего в книге 31 беседа.

Из достоинств книги следует отметить легкий язык, понятное изложение, множество поясняющих примеров и аналогий из современной жизни, что несомненно помогает лучше погрузиться в тему даже неискушенному читателю.

В процессе редактуры книги в нее добавлены цитаты различных древних толкователей Апокалипсиса. При этом отец Олег очевидно отдает предпочтение Андрею Кесарийскому.

Хотя книга написана священником, некоторые места в ней могут вызвать некоторое недоумение. В частности, автор выступает в роли адвоката Дьявола, причем в самом прямом смысле этого выражения:

«Кто-то из вас может спросить:

– А разве дьявол не продолжает прельщать нас?

Так, как это было до смерти Сына Божия на Кресте, он уже не действует. Раньше, до Голгофских страданий, бесы могли врываться в жизнь любого человека. Совершать насилие над свободной волей каждого человека, ибо в лице Адама и Евы люди избрали власть дьявола и отвергли власть Бога над собой. Поэтому сейчас все происки дьявола нелегитимны, незаконны, и они, злые духи, не могут действовать напрямую, они могут действовать через посредство свободной человеческой воли. Посему все зло, которое мы творим, мы должны приписывать только себе. Только себе! А добро приписывать только Богу. И когда человек говорит:

– Это меня бес попутал, – он немножко наговаривает на силы зла. Они сейчас уже не имеют такой власти, не имеют такой возможности активно воздействовать на людей. Потому что зло сковано, заключено в бездну, связано, и наложена печать. Но они получат свободу, силы зла, во дни антихриста. Это будут самые тяжелые дни. Как у пророка Даниила сказано, что таких дней не было от сотворения мира» (Беседа 29).

Утверждение о том, что Сатана и его бесы будто бы никак не проявляются в нашей жизни, явно противоречит как Священному писанию, так и Преданию отцов Церкви.

Другие возможные мелкие претензии к толкователю (борьба с чупа-чупсами, мемориальным вечным огнем и т.п.) меркнут на этом фоне.

Если не принимать близко к сердцу подобные моменты, то книга вполне может быть рекомендована к ознакомлению. Конечно, читать ее следует не слепо доверяя автору, а с рассуждением.

Метки: рецензия, обзор, о чем книга