Христианское чтиво

Книгообзор N14


иисус христос в документах истории

Борис Деревенский «Иисус Христос в документах истории»

Книга представляет собой свод исторических документов, повествующих об Иисусе Христе, либо тесно связанных с Его деятельностью или учением.

Канонические книги Нового завета не входят в эту антологию. Предпочтение отдано менее распространенным текстам. При этом упор делается на документах, расширяющих взгляд на личность основателя христианства.

Не все цитируемые источники имеют одинаковую степень достоверности. В большинстве случаев это отмечено составителем в предваряющих заметках.

Книга разбита на несколько тематических разделов.

Раздел 1 «Некоторые сообщения Евангелий в свете истории». Сюда отнесены свидетельства, прямо или косвенно подтверждающие ряд событий, описанных в Евангелиях: Римская перепись и правление Квириния в Сирии (Таблица Клавдия; Византийский лексикон Суда; Надпись из Тиволи; Надпись Эмилия Секунда); Лисаний, тетрарх Авилинеи (Надпись Нимфея из Авилы; Надпись из Баальбека); Вифлеемская звезда (Кассий Дион); Избиение младенцев (Макробий); Понтий Пилат (Филон Александрийский; Евсевий Кесарийский; Орозий; Григорий Турский; Кесарийская надпись Пилата); Иаков, брат Господень (Оссуарий Иакова); Солнечное затмение и землетрясение во время распятия Христа (Ориген; Евсевий Кесарийский; Иероним Стридонский; Пасхальная хроника; Иоанн Малала; Иоанн Филопон; Михаил Сириец; Георгий Синкелл).

Раздел 2 «Иосиф Флавий о Христе». Сюда отнесены два отрывка из «Иудейских древностей», их вариации у древних писателей, а также некоторая попытка их научного анализа.

Раздел 3 «Римские и другие нехристианские авторы I-II вв.»: Тацит; Светоний; Плиний Младший; Письма Адриана; Письмо Мары бар Серапиона; Лукиан Самосатский; Гален.

Раздел 4 «Новозаветные апокрифы II-V вв.»: Акты Пилата из Евангелия от Никодима; Евангелие от Петра; Первоевангелие Иакова; Евангелие детства от Фомы; Евангелие Псевдо-Матфея; Арабское Евангелие детства Спасителя; Фрагменты неидентифицированных Евангелий; Раннехристианские авторы о новозаветных апокрифах; Христианские части Сивиллиных книг; Прочие оракулы; Иисус Христос в магических заклинаниях.

Раздел 5 «Иисус в раввинской литературе». Этот раздел содержит значительное количество кощунственных пассажей. Чрезмерно впечатлительным христианам лучше данный раздел пропустить.

Раздел 6 «Иисус в исламской традиции». Здесь приведены выдержки из Корана, Сунны и некоторых мусульманских авторов. Не очень понятно, зачем вообще нужен этот раздел, поскольку никакой достойной внимания информации не содержит.

Раздел 7 «Псевдоисторические тексты»: Письма Августа и Ирода Великого; Сказание Афродитиана; Переписка Абгара Черного; Послание Лентула; Послания Пилата в Рим; Письма Пилата и Ирода тетрарха; Приговор Пилата; Гермидий, Ейшу и другие вымышленные свидетели воскресения Христа.

Книга завершается обзорной авторской статьей «Се, человек», где предпринимается попытка обрисовать личность Иисуса с точки зрения исторической науки. Для людей верующих эта статья не несет какой-либо духовной пользы.

Метки: рецензия, обзор, о чем книга