Христианское чтиво

Спецвыпуск N15


от сотворения мира, стерх валерий

От сотворения мира

Достаточно долго христианская Церковь вела отсчет летоисчисления от сотворения мира. Начиная с VI века предпринимались попытки перенести точку отсчета на Рождество Христово, однако разногласия в ее точном определении не позволили сразу это осуществить. Компромисс был достигнут несколько позднее, когда за основу приняли расчеты римского монаха Дионисия Малого и ввели отсчет от новой эры (н.э.), хотя многие хронологи остались в убеждении, что Дионисий ошибся на несколько лет.

Впрочем, эра от сотворения мира также является небесспорной. Из-за разночтений в списках книг Ветхого Завета предлагалось немало вариантов эр. В практике Восточной Римской империи, а затем и в Русской Церкви, предпочтение получила так называемая «византийская эра» с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н.э. (некоторое время существовали ее вариации в мартовском и ультрамартовском стиле).

Замечательным здесь является то, что если взять любой список Библии (Септуагинту, Вульгату и пр.), то вывести из них Ветхозаветный период длительностью 5509 или 5508 лет окажется невозможным.

Когда меня заинтересовал этот вопрос, я выписал соответствующие числа из Септуагинты и сложил их. Следует отметить, ветхозаветные хронологические данные обрываются на вавилонском пленении иудеев. Однако взятие Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II современная наука датирует 586 годом до н.э., и эта датировка никем всерьез не подвергается сомнению. В результате период от Адама до рубежа новой эры составил 5550 лет.

Но как же византийские хронологи получили 5508 или 5509 лет? Достоверных сведений об этом мы не имеем. В связи с чем весьма любопытной является работа Ивана Спасского «Исследование библейской хронологии» (1857), где предпринимается попытка реконструкции Византийского периода. В книге «Библейская хронология» я детально проанализировал эти вычисления и обозначил те места, где Спасский, скажем так, применяет творческий подход, отклоняясь от Септуагинты в пользу иных числовых данных.

Не до конца решенной загадкой также остается и причина, по которой понадобились подобные манипуляции восточноримским хронологам, чтобы подвести точку отсчета византийской эры к несколько произвольной дате.

По мнению Ивана Климишина, точка отсчета византийской эры была выбрана так, чтобы на начальный год индиктовые числа – круг солнца, круг луны и число индикта – равнялись единице. В качестве возможной аргументации выдвинуто два соображения: «не может быть, чтобы мир был создан не в начале циклов» и «для удобства расчетов» (Календарь и хронология).

Действительно, чтобы определить индиктовые числа, активно использовавшиеся в древности для календарных целей, необходимо дату по византийской эре разделить на 28, 19 или 15. Остаток от деления даст значение соответствующего индиктового числа.

Удобство расчетов, разумеется, не является веским основанием для искажения библейской хронологии. В подобных случаях следует вспоминать слова проповеди Иисуса Христа: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф 5:6).