Христианское чтиво

Спецвыпуск N2


иисуса распяли на кресте, стерх валерий

Действительно ли Иисуса распяли на кресте?

Периодически я заглядываю на сайт международной научной соцсети Academia.edu, где публикуются в том числе и статьи по библеистике. Как оказалось, на Западе существует целое направление, сторонники которого утверждают, будто Иисуса не распяли на кресте, а… посадили на кол. Сначала я подумал, что это какая-то глупая шутка. Но нет, достаточно большое число зарубежных ученых на полном серьезе разрабатывают эту концепцию. В качестве примера можно привести статью Martijn Linssen "The Gospels testify: did Jesus die on the cross?".

Отправной точкой подобных рассуждений является многозначность употребляемого в Евангелиях греческого слова σταυρός, основным переводом которого является «крест». Однако иногда оно может употребляться в значениях «столб» или даже «кол». В выборе варианта перевода, разумеется, важен контекст.

Полагаю, нет необходимости подробно разбирать концепцию «колосажания». Вместо этого предлагаю обратить внимание на те места Евангелий, которые свидетельствуют о казни на кресте.

Первое свидетельство: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин 19:31). Иисус и два разбойника действительно были распяты на кресте. Это следует из намерения иудеев сломать казнимым голени, чтобы ускорить их смерть. Перебитие голеней приводило к затруднению дыхания вследствие смещения нагрузки от тела на руки и грудь, а при утомлении мышц рук происходило удушение.

Второе свидетельство: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю... Потом [Иисус] говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:25, 27). Иисуса действительно распяли на кресте, так как Его руки были пробиты гвоздями.

Третье свидетельство: «Пилат же написал, и поставили на кресте над головою Его надпись, означающую вину Его. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Соборное Евангелие 171:5; ср. Мф 27:37, Мк 15:26, Лк 23:38, Ин 19:19). Иисуса действительно распяли на кресте, так как во время казни над Его головой была прибита табличка.

Вышеприведенные три свидетельства не могут быть удовлетворительно истолкованы в рамках концепции «колосажания».