Христианское чтиво
Выпуск N201

Гармония Евангелий
Раздел 4. Критическое безумие
Автор Евангелия от Марка (часть 2)
Расстановка малых событий Евангелий в хронологическом порядке – это вопрос, требующий отдельного исследования. Но Хазарзар даже не пытается всерьез затрагивать данную тему, вместо этого он продолжает нагнетать сумбура, выдвигая еще одну гипотезу: дескать, Папий «имел перед глазами не нынешнее Евангелие от Марка, а какое-то другое сочинение. Так, во фрагменте письма Климента Александрийского к Теодору (ок. 200 г.) говорится, что имели хождение три евангелия от Марка: 1) каноническое; 2) "подложное", написанное гностиком Карпократом; и 3) тайное евангелие, якобы написанное самим Марком для "избранных"» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.3).
Согласно идее критика, в «тайном евангелии» заключалась иная хронология, поэтому, мол, Папий и обратил внимание на «недолжный» порядок у Марка. Здесь Хазарзар вводит читателя в заблуждение. Так называемое «Письмо Климента Александрийского к Теодору» является фальшивкой, которая впервые была обнародована Мортоном Смитом в 1960 году в Нью-Йорке. Не будем останавливаться на доказательствах поддельности этого письма. Интересующиеся могут ознакомиться с ними, например, в книге Крейга Эванса «Сфабрикованный Иисус». Но даже если указанное «Тайное евангелие Марка» существовало бы на самом деле, то и в этом случае оно никак не смогло бы подкрепить гипотезу критика, так как «тайный Марк» в части хронологии ничем не отличался от известного Маркова Евангелия, и об этом четко сказано в самом апокрифическом письме:
«А что касается Марка, то он во время пребывания Петра в Риме записал все деяния Господни. Но, в действительности, он не возвестил всех деяний, и не намекнул на тайные, но выбрал те, которые он счел самыми полезными для роста катехуменов в вере. А когда Петр мученически умер, Марк пошел в Александрию, взяв с собой записи, свои и Петра. Из этих записей он перенес в свою первоначальную книгу [т.е. Евангелие] те части, которые способствовали росту познания. Таким образом, он составил более духовное [тайное] евангелие для продвинувшихся к совершенству. Но он не разгласил того, что не должно произноситься всуе, и не записал иерофанического учения Господа, а только добавил к записанным ранее деяниям другие. Также, он присоединил некоторые изречения, толкование которых, он знал, возведет слушателей в святилище истины, за семь завес» (Письмо псевдо-Климента Александрийского к Теодору).
То есть предполагаемое «тайное евангелие» было получено путем добавления «секретных» фрагментов в традиционное Евангелие от Марка. При этом псевдо-Климент (Мортон Смит) приводит в письме два таких фрагмента и даже указывает между какими словами в оригинальном Евангелии эти фрагменты должны располагаться. Ни о какой переработке евангельской хронологии тут речи не идет.
Понимая шаткость критических построений, Хазарзар в отчаянии бросает последний довод: «В нашем Евангелии от Марка ничего не говорится в пользу того, что его автор был связан с апостолом Петром, – личность последнего выделяется в этом Евангелии ничуть не больше, а даже меньше, нежели в Евангелии от Матфея» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.3).
Действительно, Марк достаточно скромен, чтобы не выпячивать себя в Евангелии. Впрочем, как отмечает это и критик, пусть и с оговоркой: «Некоторые библеисты считают, что Марк имел в виду себя, описав юношу, завернувшегося по нагому телу в покрывало и следовавшего за арестованным Иисусом (Мк 14:51), хотя автор Евангелия от Марка мог приурочить этот эпизод к стиху из Книги пророка Амоса: «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день» (Ам 2:16)» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.3).
Личность Петра изображается у Марка достаточно выпукло; превзошел или нет он в этом Матфея – вопрос дискуссионный, но в любом случае аргументация критика слабовата, в чем Хазарзар нехотя вынужден признаться:
«Итак, действительно ли Марк – действующее лицо Деяний апостолов и толмач Петра – является автором второго Евангелия? Для того, чтобы сказать окончательное contra, доказательств, по-видимому, не достаточно. Но и сказать pro, исходя из вышесказанного, конечно, нельзя. Поэтому в дальнейшем автора Евангелия от Марка я буду именовать Секундусом (от лат. secundus – второй)» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.3).
(продолжение следует)