Христианское чтиво
Выпуск N186
Апокалипсис. Спасение
Против Осипова
Всяческая во всех
Последней надеждой в аргументации Осипова является блок цитат о покорении всей вселенной Богу.
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Последний же враг истребится – смерть... Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор 15:22, 26, 28).
Блаженный Феодорит Кирский:
«Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки, и все стали смертными; потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения» (Толкование на Первое послание к Коринфянам).
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет все во всех... все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его» (Толкование на Первое послание к Коринфянам).
К этому блоку примыкают сходные цитаты Ис 40:5; Рим 5:18; 11:32; 2 Кор 5:19; 1 Тим 4:10 и толкования к ним.
Новый преображенный мир будет избавлен от греха и полностью подчинится Богу. Вопрос лишь в том, имеет ли отношение геенна к нашей вселенной или будет находиться за ее пределами?
В притче Иисуса о брачном пире по отношению к человеку в неподобающей одежде, то есть нечистому душой, говорится: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 22:13).
В притче о талантах видим аналогичное выражение мысли: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 25:30).
Христос говорил об этом и вне притч: «Сыны царства [сатаны] извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:12).
Иисус называет геенну «внешней тьмой». Стало быть, она внешняя по отношению к вселенной, находится в ином мире.
В этом смысле замечательным является использование для обозначения внешней тьмы именно термина «геенна», учитывая его связь с исторической долиной Еннома. Указанная долина находилась за стенами Иерусалима, за пределами Святого города, вне стана праведников.
Другой стороной вопроса является понимание цели Последнего Суда – отделить свет от тьмы:
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:19).
Во время Суда не только отделяются спасенные от неспасенных, свет от тьмы, но и сама тьма выносится вовне, за пределы обновленного мира.
«И не войдет в него [новый Иерусалим] ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21:27).
Итак, выше мы рассмотрели несколько групп цитат, преподносимых Осиповым как якобы доказательства церковной веры во всеобщее спасение (здесь опущены только цитаты св. Григория Нисского – его сотериологию разберем далее отдельно), однако прямого исповедания апокатастасиса в них не обнаружилось. Эти цитаты наиболее естественно толковать в рамках традиционного христианского богословия.
(продолжение следует)