Христианское чтиво

Выпуск N184


апокалипсис, спасение

Апокалипсис. Спасение

Против Осипова

Спасенные из преисподней

Иеродиакон Кассиан Янушев в критической работе, направленной против ошибочных мнений Алексея Осипова, между прочим отмечает:

«В данной статье нарочно не разбираются цитаты святых отцов, которые привел А.И. Осипов в своей книге "Из времени в вечность". Это сделано по той причине, что ни в одной указанной профессором цитате не говорится о временности мучений после окончательного Суда» (Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях).

Действительно, в приводимых Осиповым цитатах не содержится прямых доказательств святоотеческой веры в апокатастасис. Одного этого простого довода достаточно, чтобы иметь право не разбирать их детально. Однако, поскольку нас интересует не только оценка взглядов Осипова, но и конкретные его ошибки, то мы эти цитаты рассмотрим. И начнем с тех из них, которые наиболее далеко отстоят от темы всеобщего спасения, хотя и подаются критикуемым автором как будто бы имеющие отношение к апокатастасису.

К этой категории, главным образом, относятся цитаты о значении крестной жертвы Иисуса Христа и Его сошествии в ад. В них Осипов пытается найти подтверждение идеи о всеобщем спасении.

«Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, [погибшим при потопе] во дни Ноя... мертвым» (1 Пет 3:18-20; 4:6).

Св. Максим Исповедник: «Им и была благовествуема, по словам святого Петра, великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того, чтобы жили по Богу духом [1 Пет 4:6], то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых» (Вопросответы к Фалассию, 2.7).

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:14-15).

Бл. Феофилакт Болгарский: «Ибо все мы были повинны греху и наказанию, но Он... на кресте разрушил грех и наказание» (Толкование на Послание Колоссянам).

Также Осипов ссылается на те места из поучений св. Иоанна Златоуста, св. Епифания Кипрского, св. Афанасия Великого, св. Амфилохия Иконийского, где они пишут об опустошении ада Спасителем.

Не будем здесь излишне подробно разъяснять значение крестных событий на Голгофе. Этому посвящено множество фундаментальных богословских трудов, но ни в одном из авторитетных толкований не придается Распятию того смысла, который пытается извлечь Осипов. Очертим только самые общие моменты.

Библейское повествование изображает души ветхозаветных людей запертыми в аде из-за последствий первородного греха. Они не могут покинуть преисподнюю, поэтому лишены спасения. Христос спускается в ад и открывает для них путь в рай. Тем самым Иисусом полагается начаток искупления. Окончательное же спасение произойдет только при всеобщем воскресении и Последнем Суде.

Итак, крестная жертва Иисуса Христа устранила проклятие первородного греха, чем вернула доступ в рай, но не принесла полного спасения человечеству и не отменяет собой Суд, поэтому аргументом в пользу апокатастасиса не является.

Теперь по поводу «опустошения ада». Поскольку данная фраза вне контекста может быть понята и как «освобождение из ада всех мертвых» и как «освобождение из ада всех праведников», то обратимся к тем толкованиям, где этот момент объясняется развернуто.

Св. Ириней Лионский пишет:

«Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией» (Против ересей, 4.27.2).

Митрополит Макарий Булгаков приводит также мнения других древних писателей:

«Св. Кирилл Иерусалимский: "Он положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его расселись камни от страха; сошел в подземные места, дабы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатию тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нем; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сошедши, освободил провозвестника? Там был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн, который говорит чрез посланных; ты ли еси грядый, или иного чаем [Мф 11:3]? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?" [Оглас. Поуч. IV, n. II].

Св. Епифаний: "Божество Христа вместе с душею Его сходило во ад, чтобы извести во спасение тех, которые прежде скончались, именно святых патриархов" [Наеrеs. LXIX, n. 62].

Св. Кассиан: "Проникши во ад, Христос сиянием своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собою на небеса" [De instit. coenob. III].

Св. Григорий Великий: "Гнев Божий, по отношению к душам праведников, прошел с пришествием нашего Искупителя: ибо их освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда сам нисходил туда, и возвел к радостям райским" [Moral. XII]» (Православно-догматическое Богословие, том 2, §159).

То, что Иисусом были выведены из ада только избранные души, косвенно признает и сам Осипов, хотя и с оговоркой:

«Тот факт, что ветхозаветные праведники, благоразумный разбойник, многие мученики и др., не принявшие здесь ни Крещения, ни Евхаристии, тем не менее, несмотря на прямые слова Христа, спаслись, свидетельствует, что границы Церкви шире ее земных канонических пределов и, следовательно, получение дара благодати Крещения и вхождение в Тело Христово [Кол 1:24] возможно и там» (Путь разума в поисках истины, гл.10, §4).

Спасены праведники, но не спасены упорные грешники. Спасен раскаявшийся разбойник, но не спасен его жестокосердный товарищ. Спасены вифлеемские мученики, но не спасен Иуда Искариот. Область спасения шире, чем стан святых, но на нераскаянных грешников она все же не распространяется, потому и нет здесь оправдания апокатастасису, поскольку Христос извел из ада только тех, кто чистою верою и добрыми делами просияв в земном мире, дал повод Спасителю проявить милосердие к ним в мире ином.

(продолжение следует)