Христианское чтиво
Выпуск N179
Апокалипсис. Спасение
Против Осипова
Вступление
В российском богословии фигура Алексея Осипова весьма заметная и одновременно неоднозначная. Часть критиков превозносят его работы, другая часть готова проклясть его как еретика. Пожалуй, наибольшее число споров вызвала тема всеобщего спасения или апокатастасиса, по которой Осипов занял как бы двойственную позицию.
Для начала приведем фрагмент из его беседы «Три ответа Осипова на критику», опубликованной на портале Ютуб (https://www.youtube.com/watch?v=Sb804kkwzmE):
«...Больше всего людей беспокоит, что вдруг кто-то кроме меня будет невечно мучиться. Это страшное дело. Но это хорошо – заботиться о вечных мучениях. Нужно же о чем поговорить? Во-первых, я хочу сразу сказать, я нигде не утверждаю, что это церковное учение о невечности мучений. Я говорю: есть святые отцы, которые говорят о вечности мучений, но есть целый ряд святых отцов, которые говорят: нет, Бог будет всяческое во всем. То есть никакого конечного дуализма – Бог и Дьявол, рай и ад – не будет. Две линии отцов действительны. Вот о чем говорю. Это проблема, перед которой действительно стоит христианское сознание. Как быть? Когда святые отцы говорят и то и другое. Причем очень часто, и это самое любопытное, когда один и тот же святой отец в одних местах говорит прямо, что будут вечные мучения, а в других также прямо говорит о спасении всех. Правда, вопрос? Вопрос. И вопрос почему множество же отцов это говорит? Особенно если возьмем богослужебные книги. Сколько там мысли в воскресных богослужениях, когда Христос Победитель уничтожил ад, дней спасения миру бысть и так далее. Это же, итак, две точки зрения. Что я говорю? Я говорю: я не знаю. Независимо от того, чему я симпатизирую, и о чем говорит логика. Сейчас ничего не буду говорить. Я не знаю, и поэтому говорю, что это некая тайна. Тайна вечности. Какая тайна, какая причина? Могу высказать точку зрения только свою опять. Какая причина? А причина, как мне кажется, достаточно ясная. Если бы было, что Церковь решительно сказала: погибнут все грешники и спасутся только праведники. Какие? Православные. Тогда все неправедники. Я думаю, мы с вами наверное пришли бы в отчаяние. Уж я знаю, что я не праведник. Я знаю, и по-моему любой христианин, который не потерял рассудка, увидит себя только грешником, но никак не праведником. И представьте себе, если спасутся только праведники, а все грешники пойдут на вечные мучения. Причем не только православные, а пойдут миллиарды и миллиарды всех прочих людей, которые оказались вне лона Церкви. Вы представляете? И вдруг такое настойчивое утверждение. Можно ли так категорически говорить? Второе, наоборот, если спасутся все. Ура! Можно ничего не делать. Не все ли равно во что я верю, в какой я религии или без всякой религии? Ужасно. И вот я вижу в этой тайне великую мудрость Божию. Не открыто ни то, ни другое. Находим у святых отцов, в самих богослужениях – и то и другое. О чем говорится с полной определенностью. Но как же в конечном счете? Нельзя было бы, действительно, открыть ни того – представьте, что все спасутся, ура, ничего не будем делать – ни другого – погибнут все, кроме кучечки православных праведников, ужас и отчаяние. Закрыто. Открыт только путь к Господу. Кто хочет, вот как надо жить. Грешен – кайся, не теряй надежды. Надежды не теряй, но мы не знаем что дальше. Вот, оказывается, какое дело. Кстати, чем характеризуется протестантизм? Все, я верующий, я спасен. Ведь задают такие вопросы, вы знаете, я просто удивлялся: "Мы верим, что мы все спасены, а вы православные верите или нет?" Я говорю: "Мы только надеемся". Надеемся, что если будем стараться жить по-христиански, Господь спасет нас. Но сказать, что спасены уже, мы этого не дерзаем. Вот в чем я вижу премудрость этой тайны. Нельзя, оказывается нам с определенностью сказать ни то, ни другое. И поэтому видим поразительную картину. В Священном Писании находим и то и другое. И учение о вечных муках и учение о спасении всех. Почитайте только апостола Павла того же. В богослужебных книгах и то и другое. У святых отцов, Боже мой, и то и другое. Что ж такое! Вот, оказывается, что такое. Нельзя нам открыть. Также как нельзя человеку сказать точно, почему бы не сказать: "Вот вы умрете такого то числа, в такой-то день". Нельзя. Не открывает Бог. Почему? Действительно нельзя. Что вы! Что будет с человеком? Теряется буквально его свобода вся. Кто впадет в полное отчаяние. Кто, не знаю, начнет что только творить. Нельзя, оказывается. Вот в чем причина, так что видите. Итак, вы говорите создают целые сайты. Вот это один из главнейших вопросов, по которому, так сказать, пишут. Меня удивляет, что мне приписывают учение о невечности мучений. Ничего подобного. Я только привел святых отцов, которые об этом говорят. И этого требует наука. Богословие – это настоящая наука. Нельзя в науке скрывать факты одни и говорить о других. Богословие – это наука, и когда мы видим, что целый ряд отцов пишет об этом, то мы должны честно сказать об этом. Я только сказал об этом. Но кто-то по непониманию, кто-то может быть по другим причинам, мне не хочется называть, приписывают это мне. Простите, я не утверждаю никак, что не будет вечных мук. Никак не утверждаю и противоположное. Я привожу святых отцов и говорю: некая великая и промыслительная тайна. И при этом хочу сказать, есть замечательное высказывание, мысль, преподобного аввы Исайи. Он говорит, что тот человек, который изучает Писание, знает Писание и старается жить по нему, и который понимает это так как он понимает, но упорно настаивает на том, что только это и есть истина, на своем понимании, тот выступает против славы Божией и отнимается она у него. Я боюсь настаивать и не хочу этого, но те, кто так упорно настаивают, вы обратили внимание – упорно, вот это уже опасно. Они не боятся. Могу только сожалеть об этом».
Нетрудно заметить, что Осипов пытается дистанцироваться от учения о всеобщем спасении, изображая себя сторонником аморфных сотериологических взглядов. Причина этой осторожности понятна – на Пятом Вселенском Соборе апокатастасис был осужден как ересь (см. Янушев К. Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях). Впрочем, как мы покажем чуть позже, в риторическом запале Осипов порой теряет бдительность и обнажает свои истинные убеждения по данному вопросу.
Одного видео, конечно, недостаточно для всестороннего рассмотрения взглядов Алексея Осипова на спасение. Но из него мы можем извлечь основные тезисы. Для более глубокого освещения этих тезисов по необходимости будем обращаться к некоторым книгам Осипова, где ряд моментов изложен подробнее.
Итак, приступим.
(продолжение следует)