Христианское чтиво
Выпуск N91
Божественный отбор
Глава 13. Примитивные теории эволюции.
О том какие ереси породил ненаучный эволюционизм
В античную эпоху предпринимались различные попытки осмыслить происхождение Вселенной, однако они лежали либо в плоскости религиозной (все сотворено Богом или богами), либо в области абстрактной наивной философии.
В древности, помимо предания о сотворении человека Богом, также имели хождение языческие мифы эволюционного характера. У ряда первобытных племен имело место религиозное почитание священных животных. Как правило, это было определенное животное-тотем, считавшееся либо прародителем племени, либо связанным с ним родственными узами. Подобные верованья называют термином анимализм (иначе: зоолатрия, теротеизм). По понятным причинам такие эволюционные представления нельзя назвать научными.
Дальнейшим развитием анимализма стал метемпсихоз – вера в реинкарнацию, то есть в переселение душ. Метемпсихоз перевел идею эволюции с физического мира на духовный план. Теперь целью эволюции стало духовное совершенствование личности или души, переходящей из тела в тело, от низшего к высшему – от животных к человеку (индуизм, буддизм, платонизм, каббала, теософия и др.). В свое время идея метемпсихоза претендовала на проникновение в христианство, ее активно разрабатывал Ориген, известный деятель ранней Церкви.
Участь грешников, по Оригену, следующая: «Умирающие здесь [грешники] обыкновенной смертью распределяются на основании дел, совершенных здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места соответственно своим грехам. Так же, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там [т.е. в аду], нисходят в этот [земной] ад, признанные достойными обитать в различных, лучших или худших, жилищах на всем земном пространстве и родиться от таких или иных родителей, – так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин – перейти в Иудею. Однако Спаситель пришел собрать погибших овец дома Израилева» (О началах, 4.2.23).
Это последнее учение о реинкарнации душ грешников (иначе: «предсуществование душ») было, очевидно, заимствовано Оригеном из неоплатонизма. Далее Ориген связал идею перевоплощения душ с идеей апокатастасиса, то есть учением о всеобщем спасении; тем самым он воспроизводил ересь гностика Карпократа Александрийского (св. Ириней Лионский, Против ересей, 1.25).
Учение Оригена несомненно сразу же подверглось критике христианскими апологетами, поэтому в более поздних произведениях он вынужден был отступить от идеи перевоплощения душ, однако в остальном его вышеописанные взгляды продолжали оставаться еретичными.
Богословские построения Оригена о предсуществовании душ и апокатастасисе были анафематствованы Церковью на Пятом Вселенском соборе.
(конец ознакомительного фрагмента книги)