Христианское чтиво

Выпуск N54


атеизм как религия, стерх валерий

Атеизм как религия

Глава 5. Доказательства несуществования Бога (начало)

Как уже было отмечено ранее, доказать несуществование Бога невозможно, однако атеизм не может с этим смириться. Это главный парадокс атеизма или, как его еще называют, эпистемологическая проблема атеизма.

Все попытки «доказать» небытие Бога можно разделить на два вида: логические (априорные, доопытные умозрительные рассуждения) и эмпирические (апостериорные, рассуждения на основе опытных данных). Рассмотрим все достаточно значимые «доказательства» и кратко их прокомментируем.

Доказательство первое:

Всемогущий Бог не существует, так как нельзя создать невозможное. Например, может ли Бог создать камень, который никто не сможет поднять? Если нет, то Он не всемогущ. Если да, то тогда такой камень не сможет поднять и сам Бог, а это противоречит утверждению о Его всемогуществе.

В данном случае атеисты трактуют слово «Всемогущий» буквально как «тот, кто может сделать все без исключения». Это не вполне корректно. На самом деле в отношении Бога эпитет «Всемогущий» означает «Тот, Кто может сделать все задуманное». И тут возникает вопрос: зачем Богу задумывать или реализовывать нечто бессмысленное типа «неподъемного камня»?

В действиях Бога есть замысел, и в рамках этого промыслительного плана для Него исполнимо все. В этом и заключается всемогущество Бога.

Доказательство второе:

Всесовершенный Бог не существует, так как если бы Он создал Вселенную, Землю, животных и человека, то они были бы совершенны. Но раз творение несовершенно, то нет и совершенства Творца.

Данный аргумент обычно озвучивают атеисты, не знакомые с основами богословия. Здесь мы наблюдаем неосведомленность атеистов в теологическом вопросе грехопадения и его последствий. Творение, изначально совершенное, сейчас находится в поврежденном состоянии. Как и почему так получилось? Этой теме посвящено огромное количество богословских произведений. Поэтому отсылаем любопытствующих к соответствующей литературе.

Также следует знать, что в конце истории этот мир будет преобразован Богом. Все несовершенства устранятся.

Доказательство третье:

Всемилосердный Бог не существует, так как в мире есть зло и страдания.

Зло и страдания не являются изначальным творением Бога. Они пришли в этот мир с грехопадением. Как и в комментарии к предыдущему «доказательству», рекомендую атеистам изучить хотя бы основы богословия, которое они берутся критиковать. Тогда их нападки не будут выглядеть столь некомпетентно.

С другой стороны, мы знаем, что в нашем мире есть место для доброты и справедливости, что демонстрирует нам проявление Богом милосердия. Окончательное же воздаяние за зло и страдания состоится в конце истории.

Доказательство четвертое:

Всеведающий Бог не существует, так как если Он знал, что Его творение восстанет против Него, то Он бы этого не допустил.

В данном случае атеистам следует ознакомиться с темой теологии, касающейся свободы воли. Бог не навязывает нам, как жить и во что верить. Но каждый в конце жизни получит по заслугам.

Доказательство пятое:

Бог-Творец не существует, так как наука объясняет образование Вселенной, Земли, животных и человека, не используя гипотезу Бога. Креационизм противоречит научным данным.

Существует множество научных теорий, объясняющих происхождение Вселенной. Некоторые из них противоположны друг другу. Одни ученые считают Вселенную вечной. Другие уверены в существовании начала и конца Вселенной. Третьи выдвигают теорию циклической Вселенной и т. д. Кто же из них прав? Увы, научных критериев истины в данном вопросе не существует. Поэтому подобные теории не имеют никаких преимуществ перед теологией.

Креационизм — это концепция, согласно которой Вселенная, планета Земля, основные формы жизни и человечество рассматриваются как непосредственно созданные Богом-Творцом. Эта концепция имеет различные направления, удачные и неудачные. Кроме того, креационистские теории постоянно развиваются, и если какой-то их элемент входит в противоречие с надежными научными данными, то ничто не мешает модифицировать такой элемент или исключить его из употребления. Разве формирование научных теорий происходит не так же?

(продолжение следует)