Христианское чтиво
Выпуск N53
Атеизм как религия
Глава 4. Философия атеизма
Аналогом богословия в атеизме выступает философия. Поскольку атеизм неоднороден и представляет собой конгломерат разнообразных вероучений, то и атеистических философских направлений достаточно много. Рассматривать их все нет нужды, поэтому обозначим только наиболее важные реперные точки.
Основной вопрос философии
Одна из главных классификаций философии обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично: дух или материя?»
Идеализм полагает первичным дух. Материализм полагает первичной материю. Эти философские направления можно разделить на объективное и субъективное течения.
Объективный идеализм признает существование духовного начала, независимого от нашего материального мира. Эта концепция характерна для теистических религий.
Субъективный идеализм отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Эта концепция характерна для буддизма и других подобных атеистических религий.
Субъективный материализм отрицает духовную составляющую реальности, признавая лишь материю, которая согласно классическому определению марксизма «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Владимир Ленин «Материализм и эмпириокритицизм», глава 2.4). Эта концепция характерна для натурализма.
Объективный материализм понимает реальность как одухотворенную материю. В отличие от субъективного материализма, объективный материализм готов признавать духовную реальность, находящуюся за границами наших ощущений. Эта концепция характерна для пантеизма.
Итак, под понятие атеизма попадают три полярно противоположные философские школы: субъективный идеализм (буддизм), субъективный материализм (натурализм) и объективный материализм (пантеизм).
Диалектика
Современный материализм, главным образом натурализм, позиционирует себя как диалектический материализм. В данном случае под диалектикой понимается теория развития материального мира.
Классическая диалектика включает в себя три основных закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон перехода количественных изменений в качественные» и «закон отрицания отрицания». Позднее они были дополнены несколькими неосновными законами и принципами.
Также периодически предпринимаются попытки пересмотра законов диалектики с целью их лучшей упорядоченности и простоты применения. Например, в книге Альберта Эйзенштейна «Метадиалектика» предлагается вариация из семи основных законов, исключающая необходимость в неосновных законах диалектики.
Главное предназначение диалектики заключается в философском объяснении происхождения и развития Вселенной вообще и живой природы в частности (без привлечения идеи Бога), в том числе — обоснование теории эволюции.
Некоторыми философами диалектика подвергалась критике. Например, скептически к ней относились Николай Гартман и Карл Поппер. Мы же обратим внимание на примечательный момент: диалектика близка к религиозному мистицизму. Тот факт, что «закон единства и борьбы противоположностей» чуть менее чем полностью списан с древнекитайского магического дуализма «Инь-Ян», не является большим секретом. Но проблема может лежать гораздо глубже.
Довольно большое сходство «семь законов метадиалектики» имеют с так называемыми «универсальными законами Космоса», приведенными в эзотерической книге Людмилы Вейнгеровой и Дмитрия Гурьева «Записи диалогов с космическим разумом». Поскольку семь новаторских законов метадиалектики являют собой полный аналог суммы классических основных и неосновных законов диалектики, то можно сделать вывод об эзотеричности диалектики в целом.
Поэтому неважно, в каком виде — старом или новом, но диалектика несет в себе религиозную составляющую.
(продолжение следует)