Христианское чтиво

Выпуск N10


ответы иудею, стерх валерий

Ответы иудею

Соответствует ли Иисус пророчествам о Мессии? (часть 3)

Рубеж, означающий момент явления Мессии, содержится также в первой книге Моисея: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель [Мессия], и Ему покорность народов» (Быт 49:10; ср. 3 Цар 2:4; Пс 131:11-12).

Это пророчество имеет несколько версий толкования. Они признают потерю «скипетра Иуды» уже совершившейся, отличаясь лишь в определении момента этой потери. Рассмотрим наиболее распространенные варианты толкования.

Первая версия видит потерю «скипетра Иуды» в пресечении власти иудейских правителей. Это произошло в 37 году до н.э., когда на трон Иудеи был возведен царь Ирод Великий, идумеянин по национальности. Именно в правление Ирода родился Иисус Христос: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф 2:1; ср. Лк 1:5). Примечательно, что иудейские мудрецы и царь Ирод восприняли рождение Иисуса именно как приход Мессии (см. Мф 2:1-8). Также отметим, в то время существовала секта иродиан, считавших Мессией самого Ирода (см. Епифаний Кипрский, Панарион, 20); вероятно, Ирод подыгрывал подобным чаяниям, и с этой целью инициировал реконструкцию Иерусалимского храма. В этом ракурсе становятся понятными крайнее беспокойство Ирода (см. Мф 2:3) и последующее истребление им иудейских младенцев (см. Мф 2:16-18).

Вторая версия видит потерю «скипетра Иуды» в разделении Иудейского царства после смерти Ирода Великого. Третья версия – в превращении Иудеи в римскую провинцию в 6 году н.э. Оба события приходятся на эпоху Иисуса.

Четвертая версия видит потерю «скипетра Иуды» в лишении полновластия иудейских начальников: «Когда члены синедриона увидели, что они лишены права решать вопрос жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаяние. Они посылали головы пеплом и облачились во вретище, причитая: Горе нам! Скипетр Иуды отошел от нас, а Мессия еще не пришел!» (Рабби Рахмон, цит. по Eg.Fred.John Meldau «Messiah in Both Testaments»). В Талмуде отмечается, что у синедриона было отнято право выносить смертные приговоры за сорок лет перед разрушением Иерусалимского храма (см. Авода-Зара, 8b), то есть примерно в 30 году н.э. Это подтверждается и в Евангелии: «Пилат сказал им [синедриону]: возьмите Его [Иисуса] вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин 18:31).

(продолжение следует)