Христианское чтиво
Книгообзор N44
Вероника Андросова «Апокалипсис - книга надежды»
Книга имеет подзаголовок «Курс 12 уроков», и он как бы намекает, что перед нами учебник. На деле же книга представляет собой симбиоз учебного пособия и полноценного богословского исследования.
Как и большинство толкований Откровения Иоанна Богослова, книга построена на рассмотрении текста последовательно по главам. Такой подход несколько улучшен тем, что обсуждение разделено на 12 обособленных по смыслу уроков, каждый из которых затрагивает 3-6 взаимосвязанных тематик.
Из введения и библиографического списка мы узнаем, что автор в большей степени знаком с иностранной литературой по данному вопросу, чем с русскоязычной. Это нельзя счесть за однозначный недостаток или достоинство, но следует иметь в виду.
В первых двух уроках дается общий взгляд на Апокалипсис, рассматривается исторический фон в эпоху написания Откровения, и обозревается апокалиптический жанр в целом. Здесь же обсуждается вопрос об авторстве апостола Иоанна Зеведеева, в основном корректно, однако определенную двусмысленность вносит недостаточно критичная позиция в отношении баснословной версии Дионисия Александрийского и Евсевия Кесарийского о том, будто Апокалипсис написан неким «другим Иоанном».
Урок 3 затрагивает композицию Откровения, различные подходы к толкованию, числовой символизм, а также включает разбор первой главы Апокалипсиса.
Урок 4 посвящен исследованию писем семи церковным общинам Асии (Откр 2-3). Послания рассматриваются в историческом аспекте и с точки зрения духовно-символического подхода.
Урок 5 охватывает главы 4-5: видение небесного престола, Агнца и книги за семью печатями.
Урок 6 – Снятие первых шести печатей (Откр 6). Здесь предпочтение отдается символическому подходу. Скрупулезно рассмотрена проблематика истолкования первого всадника.
Урок 7 – Запечатление 12 колен, снятие седьмой печати, семь труб, семь громов и два свидетеля (Откр 7-11).
Урок 8 – Жена облеченная в солнце (Откр 12) и два зверя (Откр 13). Число 666 истолковано со святоотеческой точки зрения и в символическом смысле.
Урок 9 – Агнец на Сионе и святые, семь чаш гнева, Армагеддон, вавилонская блудница и гибель Вавилона (Откр 14-18). Справедливо отмечается параллель семи чаш и семи труб, рассмотренных ранее.
Урок 10 – Второе пришествие Иисуса Христа, тысячелетнее царствование и Божий Суд (Откр 19-20). Наименее проработанным выглядит материал о хилиазме. Автор фактически отказывается от глубокого изучения вопроса, и идет по пути пересказа работ иных авторов (Ивлиев, Рессегю). Вследствие этого обнаруживается ряд ошибок. Например, к числу премилленаристов отнесен раскольник-донатист Тихоний Африканский, хотя тот был приверженцем хиллегоризма. Это тем более странно, что в списке литературы фигурирует латинское издание труда Тихония (кстати, недавно издательство ПСТГУ выпустило русский перевод его «Толкования на Апокалипсис», где одним из рецензентов указана В.А. Андросова).
Урок 11 – Новый Иерусалим (Откр 21-22).
Урок 12 – Завершение книги, эпилог (Откр 22).
В подавляющем числе случаев Вероника Андросова не настаивает на какой-то одной трактовке и обсуждает несколько версий толкований. Рассмотрение вариантов интерпретаций достаточно подробное, хотя не всегда исчерпывающее. В частности, при анализе посланий семи церквам совершенно игнорируется возможность их толкования как пророчества о семи церковных эпохах (Аржаных, Тихомиров, Севрук и др.).
В целом же, несмотря на отдельные недочеты, книга производит позитивное впечатление. По уровню богословско-научного подхода она превосходит большинство апокалипсических изданий, публикуемых в наше время.
Сравнительные и справочные таблицы позволяют более наглядно проиллюстрировать авторские идеи.
Книга стремится выйти за рамки отрицательного стереотипа толкования Апокалипсиса как «ужасного пророчества», отыскивает в Откровении тончайшие смысловые нюансы, чем предоставляет большое поле для дальнейших исследований и размышлений.
Метки: рецензия, обзор, о чем книга