Христианское чтиво

Книгообзор N20


толкование на апокалипсис

Даниил Сысоев «Толкование на Апокалипсис»

Сначала скажем несколько слов об авторе. Священник Даниил Сысоев – известный христианский миссионер. Отстаивал необходимость строгого соблюдения православных канонов. Бескомпромиссная позиция проповедника христианства вызывала особенное неприятие у мусульман. В 2009 году один из них смертельно ранил смелого священника непосредственно в храме. Даниил Сысоев скончался на операционном столе.

Книга написана как классическое толкование на Откровение Иоанна, при этом она имеет ряд особенностей. Толкование выстроено по порядку глав Апокалипсиса.

В главах 2 и 3 автор допускает справедливость предания, «согласно которому семь Церквей, упомянутых в Откровении, представляют собой семь этапов в жизни Церкви». Однако четкой периодизации в книге не дается.

Определенную историческую этапность Сысоев подмечает и во всадниках из 6 главы Апокалипсиса. Победа христианства – великое переселение народов – разрушение экономической системы – смертоносный кризис веры.

Глава 13 об антихристе и лжепророке толкуется в основном опираясь на древних церковных писателей. Новомодные страшилки отец Даниил если не отвергает, то по крайней мере отодвигает их на второй план: «Многие говорят, что создание компьютерной базы поможет антихристу вести учет людей. Однако это будет лишь "приложением", главное – власть духовная». Число зверя, в соответствие со святоотеческой традицией, понимается как числовой код имени антихриста.

Глава 20 написана с точки зрения амилленаризма, в противовес наиболее распространенной среди толкователей постмилленарной трактовке, заимствуемой у Андрея Кесарийского, где предполагается уже свершившимся царствование верующих на земле. Автор же высказывается в пользу царствования святых на небесах, и это не случайно. Дело в том, что Сысоев активно продвигал уранополитизм – учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его Небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. Уранополиты полагают, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют земного вечного гражданства, но ищут будущего небесного Царства Бога и потому не могут ничему на земле отдавать своего сердца. Уранополиты верят, что в смертном мире христиане – странники и пришельцы, а их родина на небе.

Уранополитические воззрения нельзя назвать бесспорными, они нередко подвергаются богословской критике. Против них, например, часто выступал Тимур Давлетшин («"Ошибка" генерала Власова», «Уранополитизм против патриотизма», «Уранополиты против светской педагогики», «Обвинения православных в "ереси патриотизма"», «Был ли апостол Павел антипатриотом?», «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма» и др.).

Метки: рецензия, обзор, о чем книга