Христианское чтиво

Книгообзор N8


моя жизнь во Христе

Иеромонах Пантелеимон (Аржаных) «Начало и конец видимого мира»

Полное название книги – «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Эта книга несколько раз издавалась анонимно. Также ей иногда ошибочно приписывают авторство Иоанна Кронштадтского. На самом деле, отец Иоанн не был автором этой книги, хотя и положительно о ней отзывался. 22 июля 1905 года в дневнике он искренне признался: «Согрешил я пред тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения „Начало и конец видимого мира“, что он, светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто!» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. – М., 1992).

По словам Александра Стрижева, ее автором «был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон [в миру – Павел Тимофеевич Аржаных], достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году» (Стрижев А. Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве).

Произведение состоит из двух частей. В первой части дается очерк происхождения нашего земного мира и происхождения в нем зла, а также краткий обзор борьбы сил добра и зла, которой надлежит продлиться до конца времен.

Как признается автор: «Предполагалось на этом и закончить, так как опыт подробнейшего раскрытия пророчества о последних судьбах мира и св. Церкви представляет много затруднений для сколько-нибудь удовлетворительного изъяснения. Поощренный, однако, благосклонным отзывом некоторых компетентных читателей, я решился при помощи Божией продолжить опыт изъяснения пророчеств Апокалипсиса с большей подробностью о самых последних событиях всемирной и церковной истории, дабы ясно и наглядно представить то воздаяние, какое ждет ревнителей зла, и то, которое ожидает победителей его силой Господа нашего Иисуса Христа».

Во второй части автор все же рискует дать толкование пророчествам, касающимся будущих событий. В основном он придерживается идей Андрея Кесарийского, но в ряде мест отклоняется от этого принципа. Иногда это приводит к довольно оригинальным гипотезам.

Так, например, утверждается, что дьявол был заключен на 1000 лет в бездне с VII-VIII до XVI-XVIII веков, а первое воскресение праведников произойдет за 1000 дней до Второго пришествия (Начало и конец, часть 2, беседа 8).

Но даже наличие некоторого количества экстравагантных авторских предположений, на фоне в целом добротно написанной книги, нисколько не портит общего хорошего впечатления.

Иеромонах Пантелеимон был расстрелян в 1937 году. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине преподобномученика.