Христианское чтиво

Спецвыпуск N16-4


библейская хронология

Версия византийской эры по хронологии Императорского Московского Университета (часть 4)

4849 (-658) год. Начало царствования Иосии

«2 года царствовал [Аммон] в Иерусалиме» (4 Цар 21:19).

«И похоронили его [Аммона] в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него» (4 Цар 21:26).

4847+2=4849


4880 (-627) год. Сражение при Мегиддо, царствование Иоахаза, египетский плен, начало царствования Иоакима

«31 год царствовал [Иосия] в Иерусалиме» (4 Цар 22:1).

«Во дни его пошел фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его. И рабы его повезли его мертвого из Мегиддона, и привезли его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его. И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его» (4 Цар 23:29-30).

«3 месяца царствовал [Иоахаз] в Иерусалиме» (4 Цар 23:31).

«И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер» (4 Цар 23:34).

4849+31=4880


4891 (-616) год. Царствование Иехонии, вавилонский плен, начало царствования Седекии

«11 лет царствовал [Иоаким] в Иерусалиме» (4 Цар 23:36).

«И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо него» (4 Цар 24:6).

«3 месяца царствовал [Иехония] в Иерусалиме» (4 Цар 24:8).

«И переселил он [Навуходоносор] Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон» (4 Цар 24:15).

«И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю [Иехонии], вместо него, и переменил имя его на Седекию» (4 Цар 24:17).

4880+11=4891


4902 (-605) год. Вавилон порабощает Иудею

«11 лет царствовал [Седекия] в Иерусалиме» (4 Цар 24:18).

«И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд: и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а [самому] Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон. В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей» (4 Цар 25:6-11).

Взятие Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II (ок. 634 – 562 годы до н.э.) современная наука датирует 586 годом до н.э. У сочинителя же получился 606 год до н.э. Разница 20 лет. При этом у автора дата завоевания приходится на год раньше начала правления этого царя, поскольку тот взошел на престол в 605 году до н.э.

4891+11=4902


4927 (-580) год. Начало царствования Евилмеродаха (Амель-Мардука или Авель-Мардука)

Здесь сочинитель ссылается на латиноязычное издание исторического альманаха XVII века «Феатра о четырех монархиях» Христиана Матфия (Hristiano Matthiae «Theatrum historicvm teoretico-practicvm. In quo quatuor monarchiae». Amstelodami, 1656) и полагает 25 лет от разорения Иерусалима до конца правления Навуходоносора II и начала правления его сына.

Современная наука датирует начало правления Амель-Мардука 562 годом до н.э. Разница 19 лет.

Этот царь известен тем, что он 2 апреля 561 года до н.э., в новогодний праздник Акиту, освободил иудейского царя Иехонию после 37 лет тюремного заключения:

«В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его» (4 Цар 25:27-30; ср. Иер 52:31-34).

4902+25=4927


4957 (-550) год. Начало царствования Валтасара

Сочинитель, согласно Феатру, назначает длительность правления Евилмеродаха 30 лет, отсюда же полагает начало правления «его сына Валтасара», которого считает последним царем «ассирийской монархии».

Современная наука утверждает, что после двухлетнего правления Амель-Мардука с 560 года до н.э. царствовал Нергал-шар-уцур (Нериглисар). Иосиф Флавий, ссылаясь на «Халдейскую историю» Беросса, полагает его зятем Навуходоносора II: «Управляя делами в государстве, он [Эвильмарадух] вел себя крайне безнравственно и беззаконно. Против него был устроен заговор мужем его сестры Нериглисаром, и он был убит, царствовав два года» (О древности еврейского народа. Против Апиона, 1.20).

Затем недолго в 556 году до н.э. царствовал его сын Лабаши-Мардук. Иосиф Флавий пишет об этом: «После его [Эвильмарадуха] смерти принявший власть злоумышленник Нериглисар царствовал четыре года. Его сын Лаборосоарходос, который был еще отроком, правил всего девять месяцев; многое обнаруживало его дурные наклонности, и потому против него составился заговор, и он кончил жизнь в мучениях от рук своих приближенных» (Там же).

После этого, в том же году, на трон возвели вавилонского вельможу Набонида. Иосиф Флавий пишет: «После его [Лаборосоарходоса] смерти заговорщики собрались вместе и решили передать власть некоему вавилонянину Набонниду, который также входил в число участников заговора. При нем стены города со стороны реки были выложены обожженным кирпичом и асфальтом» (Там же).

Набонид с 553 года до н.э. сделал соправителем своего сына Бел-шар-уцура (Валтасара).

Впрочем, по мнению Василия Болотова, Валтасар Набонидов нетождественен библейскому Валтасару, сыну Навуходоносора II, о котором говорит Священное Писание (Дан 5, 7, 8; Вар 1). Согласно профессору Болотову, царь Валтасар, известный по Книге Даниила, правил не в Вавилоне, а в эламских Сузах около 559-555 годов до н.э. (Валтасар и Дарий Мидянин: Опыт решения экзегетической проблемы. Санкт-Петербург, 1896).

В пользу этого мнения говорит неоднократное указание Библии, что Валтасар был сыном Навуходоносора (Дан 5:2, 11, 18; Вар 1:11-12), а пророк Даниил подтверждает его местопребывание в Сузах: «В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде. И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской» (Дан 8:1-2).

4927+30=4957


Продолжение тут:

https://sterx.ru/ru_b_bible-hronology_2c-5.htm